Награды найдут своего героя?
Нечто, может быть, более важное видится в принятом на прошлой неделе постановлении Верховного суда РСФСР: наконец-то дан ход известной жалобе бывшего генерал-майора КГБ Олега Калугина на действия должностного лица, лишившего его полученных в разные годы государственных наград. «За действия, порочащие честь и достоинство сотрудника органов безопасности», — говорится в указе президента от 29 июня 1990 года.
Из указа, однако, не следует, что свои ордена и медали Калугин получил незаконно. Кроме того, в новой Конституции СССР, оговаривающей права президента страны, упомянуто его право награждать, но не лишать наград. Это позволило гражданину СССР О. Калугину тогда же, прошлым летом, обратиться в суд.
Почти год Мосгорсуд изобретал способы, как избавиться от неудобного иска. То вдруг оказалось, что, отправляя свое заявление по почте, опальный генерал забыл приклеить марку об уплате госпошлины. То пришлось надолго углубиться в проблему, является ли глава государства должностным лицом и подпадают ли его действия под закон «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан». То возникала «особая тонкость»: человек, который обращается с подобным заявлением в народный суд, обязан сначала попытаться решить свой вопрос «в порядке подчиненности», добравшись до вышестоящего органа или лица, а Калугин этого не сделал. Препятствий получалось так много, что росли сомнения, будет ли это дело когда-нибудь рассмотрено по существу.
Ну ладно, со статусом главы государства еще можно как-то разобраться, перечитав конституцию, где сказано, что «лицо, являющееся президентом, может получать зарплату только по этой должности». Значит, все-таки должность? Госпошлину (10 р.) Калугин вряд ли откажется уплатить, если не из персональной пенсии, которую у него тоже отобрали, то хотя бы из зарплаты союзного парламентария. Хуже с «порядком подчиненности». Тут случай безнадежный, поскольку выше президента у нас в стране только Бог, а Михаил Горбачев никогда не скрывал своих атеистических взглядов.
Наконец на исходе мая заявитель получил из Мосгорсуда ответ: в приеме жалобы ему отказано. Как сообщил адвокат истца Борис Кузнецов, коллегия по гражданским делам Верховного суда РСФСР после полуторамесячного раздумья вновь отказала.
Однако вопреки ожиданиям через несколько дней после заседания коллегии заместитель председателя Верховного суда Виктор Жуйков опротестовывает ее определение, а президиум Верховного суда республики протест удовлетворяет, разом разрешив все «сложности» и «тонкости», накопившиеся за год в «Деле о неприятии жалобы к производству». Закону «О порядке обжалования...» в постановлении президиума дано принципиальное и однозначное толкование: «Названные законы, предоставляя гражданам право на обжалование действий должностных лиц, ущемляющих их права, не делают никаких ограничений в осуществлении этого права в зависимости от статуса должностного лица».
Итак, впервые президент — ответчик. Дело о наградах будет слушаться в Мосгорсуде.
Нисколько не пытаясь предрекать его исход, заметим, что уже сегодня все трое в выигрыше: и истец, и ответчик, и общественность. На наших глазах начала отвердевать, принимать законные очертания наша аморфная правовая структура, столь жесткая снизу и такая мягкая и податливая сверху. Можно быть уверенными, что М. С. Горбачев и не думал звонить в Мосгорсуд, Мосгорсуд добровольно и с особым, как мы знаем, рвением заволокитил было иск Калугина. На этом фоне протест и постановление Верховного суда РСФСР — хоть какой-то шаг на пути к верховенству права. Сбывается мечта президента о правовом государстве?
"Московские новости" 04.08.1991 г.