ТАИНСТВО БРАКА
Отчего хороший отечественный магнитофон остается для нас недосягаемой мечтой
Статистические сводки последнего времени неумолимы и печальны: отечественное производство бытовой радиоаппаратуры сокращается, и падению этому, похоже, нет конца. Да и то, что в явно недостаточных количествах попадает на прилавки, не отвечает запросам покупателей. Многие предпочитают поднакопить денег и отправиться в коммерческий или комиссионный магазин, дабы вернуться оттуда «обшарпанным». На языке нынешней молодежи это означает приобрести японский магнитофон «Шарп» (или нечто в таком же роде).
Те же, кому не по карману зарубежная техника, вынуждены довольствоваться отечественной. И мы им выражаем искреннее соболезнование: сегодня что ни газета — то сообщение о мытарствах покупателей, рискнувших приобрести телевизор, холодильник или магнитофон с маркой «мэйд ин СССР».
В чем тут дело? Почему наша промышленность не в состоянии выпускать бытовую радиоаппаратуру, соответствующую хотя бы средним мировым стандартам? Чего не хватает — умения, желания, денег, современных материалов?
Познакомившись с историей всего одного завода, нетрудно отыскать причину, хотя намешано тут всего — и идеологии, и извращенной экономики, и пренебрежительного отношения к отрасли.
Макеевский завод «Скиф», в свое время выросший из недр оборонки, был первым (как утверждают) «ребенком» конверсии. Руководство энского главка мощного ведомства и Минпромсвязи СССР решили наладить производство магнитофонов и магнитол, как говорится, малой кровью. Создать предприятие под «отверточную технологию», где собирались бы изделия из комплектующих деталей, сделанных в Польше и других, тогда еще братских, странах.
С рабочей силой проблем не было — тысячи жен шахтеров, химиков, металлургов не могли найти работы. «Скиф» и стал одним из предприятий для «вторых членов семьи». Сборка, как известно, дело тонкое, кропотливое, тщательное — без женских гибких пальцев и адского терпения не обойтись. На том и порешили. Так сформировался коллектив.
Первые магнитофоны и магнитолы увидели свет в 1985 году. Но счастье было недолгим — события в Польше опрокинули планы авторов «отверточной технологии», комплектующие стали поступать на завод с перебоями, а потом и вовсе сошли на нет. И с опозданием, стоившим денег и денег, пришлось опять начинать едва не с нуля — оснащать завод оборудованием и технологиями полного цикла.
Поручили это дело Донецкому научно-исследовательскому институту комплексной автоматизации. Нашелся и генератор идей — Роберт Аникин, по наивности решивший наладить производство не только со всеми необходимыми службами, но и оснащенный, как у японцев, тремя конвейерами. Один должен был быть резервным, на нем отрабатывались бы новые модели перед запуском в серию.
Да куда там! Нам ли заглядывать в завтрашний день? И министерство, конечно же, запретило и думать скифским мечтателям о том, чтобы пустить под «простой» треть производственных мощностей. Его Величество План не оставлял свободы для творчества. Так была совершена вторая крупная стратегическая ошибка.
Увы, и третьей долго ждать не пришлось. Поскольку отечественная промышленность была не в состоянии обеспечить магнитофонное производство необходимым оборудованием, многое пришлось приобретать за рубежом. Прежде всего «сердце» любого магнитофона — лентопротяжный механизм. Технологию его выпуска и всю необходимую оснастку предлагали тогда многие именитые фирмы, в том числе японские.
Однако Минпромсвязи по настоянию Министерства внешней торговли остановил свой выбор на одной из итальянских компаний (говорят, владелец ее был коммунистом). За верность идеям он и наградил «Скиф» в начале восьмидесятых годов моделью середины шестидесятых.
Как бы то ни было, но конвейеры заработали. Вспоминает дизайнер Владимир Жданов:
— Несмотря ни на что, аппарат все же удался. Тем более что мы сразу решили выпускать стереомагнитофоны, которых в стране производилось очень мало. «Скиф 301» шел нарасхват и в Донбассе, и за его пределами. Мы мечтали усовершенствовать его, работали над новыми моделями. Но, к несчастью, ушли из жизни люди, способные осуществить задуманное, — Геннадий Гринев и Роберт Аникин. И все пошло вкривь и вкось...
Сменился директор завода — возглавил «Скиф» Михаил Грущенко, который был далек от мысли о перспективах, новых моделях. Его интересовали план, премии, знамена. Конвейеры заработали с удвоенной скоростью, выбрасывая продукцию все более и более низкого качества. На производстве появилось невиданное количество кооперативов, использовавших заводские мощности и сырье, продававших втридорога свою продукцию заводу же. Начались финансовые махинации, махровым цветом расцвело воровство.
Пользуясь режимом секретности (принадлежность к оборонному ведомству вроде бы давала на это право), Грущенко быстро зажал тех, кто возражал против показухи, массового брака, безграмотной технической политики. Им пришлось уйти. И началась полоса заката. Новые модели не создавались, станки и оборудование не обновлялись, увеличилась текучесть кадров, подготовка специалистов стала уже просто никудышной.
Пять лет длилась эта вакханалия. И только в прошлом году, после вмешательства органов правопорядка, Грущенко и его «сподвижников» убрали, так как злоупотребления приняли слишком серьезный характер. Судя по всему, завалы из фиктивных договоров, приписок, зачисление слегка подремонтированной бракованной продукции в счет перевыполнения плана, разбирать придется еще долго.
Закончились ли злосчастия «Скифа» после всех этих событий? Потихоньку страсти улеглись, и, вздохнув, коллектив пытается обрести второе дыхание. Но сделать это, ох, как сложно. Финансовое положение тяжелейшее. К началу этого года долг составил двадцать миллионов рублей.
— Правда, увеличение розничных цен на нашу продукцию после апрельской реформы позволило несколько улучшить ситуацию, — говорит главный инженер завода Виктор Стешенко, — но проблемы остаются. Постоянно подводят смежники, с завидной регулярностью срываются сроки и объемы поставок комплектующих деталей. Сказывается низкий уровень квалификации работников сборочного производства. Оборудование износилось, а поскольку оно в основном импортное — с запчастями все сложнее и сложнее...
Между тем магнитофоны и магнитолы «Скиф» поступают в продажу, вызывая все большее раздражение и торговли, и покупателей. Официально в виде брака на завод возвращается около четырех процентов продукции. Еще около тридцати процентов, например, магнитол оказывается бракованными в результате заводской рабочей прогонки. Их доводят и отправляют в торговую сеть.
На горе покупателям — считает начальник Донецкого областного производственного объединения «Бытрадиотехиика» Анатолий Климец. У «Скифов» отвратительная ремонтоспособность, их трудно чинить.
При всем при том, никто, конечно же, не собирается списывать в утиль и сам завод, и его продукцию. Наш необъятный рынок готов поглотить любое количество бытовой радиотехники. Вопрос лишь в том, как изменить качество в лучшую сторону, приблизить «Скифы» к мировым образцам.
Нынешняя неустойчивая экономическая ситуация, распад хозяйственных связей, разрушение производственной кооперации вынуждают коллектив завода искать новые пути выхода из кризиса. Увеличение стоимости продукции на зарплате работников никак не отразилось — значит нужны материальные стимулы не в виде привычных премий. Должна быть прямая зависимость между количеством и качеством работы каждого — от инструментальщика до сборщика — и зарплатой.
Простая как будто схема, но потребует радикальной замены экономической модели функционирования завода. Но об этом-то руководство говорит весьма осторожно. Да, вступили в региональную ассоциацию развития промышленности. Да, Минпромсвязи преобразован в концерн «Телеком». Подумываем о создании совместных предприятий с инофирмами...
Не удалось перевести разговор в плоскость перспектив новой рыночной экономики — аренды, акционирования, коллективной собственности. Нам дали понять, что все это пока секрет.
Возможно, сказалась привычка окружать свою работу ореолом таинственности еще со времен «оборонного прошлого» завода. Возможно, коллектив просто не готов к рыночному мышлению, смелым нетрадиционным решениям. Нам остается только гадать. Вот только покупателей жаль — сколько им еще придется довольствоваться отечественным суррогатом «Шарпов» и «Панасоников»?
Н. ЛИСОВЕНКО,
соб. корр. «Известий».
Т. ХУДЯКОВА,
спец. корр. «Известий».
М АКЕЕВКА.
Донецкая область.