July 29, 2021

РЕКЛАМА-ДВИГАТЕЛЬ МЕТРО?

В Москве объявлено, что 31 июля пассажиры метрополитена будут освобождены от необходимости оплачивать проезд. За них это сделало объединение «МММ».

Официально это называется «День благотворительного проезда на метро», и, как заметил заместитель начальника службы движения метрополитена Н. Тимашов, за 52 года его работы ничего подобного еще не было. Немудрено: реклама, настоящая неформальная, преследующая коммерческие цели, совсем недавно перестала быть экзотикой нашей жизни. И нет ничего худого в том, что благотворительность, кроме прямых целей, дает еще и рекламный эффект благотворителю. По крайней мере, без такого эффекта благотворительных акций было бы меньше, и от этого никуда не деться.

Объединение «МММ» устроило праздник для миллионов, и это прекрасно. Правда, директор «МММ» по рекламе С. Куслий, объяснив мотивы акции соображениями гуманности, не дал никакой дополнительной информации ни о самом мероприятии, ни о своей фирме. И ссылался он именно на то, что масса конкурентов хотят договориться с метрополитеном о том же. Объединение же намерено «купить» до конца года еще два дня. Так что будет возможность сэкономить, особенно, если еще и конкуренты «МММ» преуспеют.

Как рекламное мероприятие дело задумано прекрасно, хотя вряд ли большая часть потенциальных клиентов «МММ» пользуется метро. Но в любом случае внимание к компании будет привлечено огромное. По внутреннему радио в метро будут даваться регулярные рекламные сообщения.

С точки зрения экономической, расходы на акцию сопоставимы с платой за рекламу по первому каналу ЦТ. В рабочие дни московское метро перевозит около 7 миллионов пассажиров (учитывая поездки в оба конца). Но не спешите умножить на 15 копеек. Более двух миллионов пассажиров ездят по различного рода проездным документам, значит, и платить за них не надо. Летом нет студентов, многие в отпусках. Итого «к оплате» было предъявлено чуть больше 4 миллионов поездок. Но и шестьсот тысяч — деньги немалые, тем более что объединение намеревается повторить еще не раз подобный расход. Что же это за объединение такое богатое?

Получить ответ на вопросы оказалось трудно. Персонал «МММ», отвечающий по контактным телефонам, с завидным упорством дает только один номер — директора по рекламе, который с тем же упорством не рассказывает абсолютно ничего о фирме, в которой работает. Умение, с которым мне, разговаривая, не давали абсолютно никакой информации, может быть сравнимо только с тем, как это делается на режимных предприятиях и в компетентных органах. В конце концов пообещали найти начальника отдела № 13, но так и не нашли. Когда же я в итоге добрался до заместителя председателя правления, то он не стал отвечать даже на такой безобидный вопрос, как возраст фирмы. На моё замечание, что подобное информирование наводит на самые смелые предположения относительно учредителей «МММ», зампред ответил, что, действительно, про них говорят самое разное.

Когда уже этот комментарий был подготовлен, в редакцию позвонил председатель правления «МММ» и, прося не называть его фамилии, сообщил, что за ними никто не стоит, что фирма учреждена частными лицами и что он предпочитает никак не афишировать свою деятельность, кроме того, что дает его официальная программа.

Конечно, есть вопросы коммерческой тайны и ее надобно уважать. Но анонимность, возможная и поощряемая в административной экономике, вряд ли возможна в экономике рыночной. Думаю, что не только клиентам «МММ», но и москвичам небезразлично, кто прокатил их в метро.

М. БЕРГЕР.

«Известия» 30.07.1991 г.