О вечном
События и публикации 28 июля 1991 года комментирует обозреватель Георгий Сатаров
Европейская культура знает вечные темы. Вот, например, тема«Фауста», сделки с дьяволом. Другой пример–тема «Дон Жуана», вечный поиск совершенства. Вечные темы есть и в политике. К таковым принадлежит и тема лоббизма, о котором разместила статью газета «Московские новости» 28 июля 1991 года.
Наивный депутатский лоббизм, который являет в статье автор, очень похож на свое переходное время: старый по содержанию и новый по форме. Депутаты–военные, чекисты, директора заводов, председатели колхозов и знатные комбайнеры–отстаивали интересы своих отраслей при формировании бюджета. Только раньше они использовали свои депутатские значки в министерских и госплановских кабинетах, выбивая фонды и сбивая плановые задания. Правда, помимо значков, помогали старые связи, фронтовое братство, совместная охота. Но главное–все делалось за закрытыми дверями кабинетов. В официальную публичную сферу выносились вопросы уже решенные.
Теперь депутаты отстаивают интересы своих отраслей публично, в зале заседаний, при включенных микрофонах и телекамерах. Тут уже только на связях не прокатишься. Нужны аргументы–от экономических расчетов до популистского шантажа, который описывается в статье.
Публичный по форме, этот открытый лоббизм еще не совсем политический. Многие лоббисты из числа депутатов СССР не избирались, а продвигались по различным спискам. Они еще не знают, что значит держать отчет перед избирателями за свои голосования и лоббистские усилия. А избиратели еще не знают, что могут спросить со своих избранников. Поэтому можно смело работать на свои ведомства, вкладывая всю душу.
Наивность этого лоббизма конечно относительна. Мы сравниваем его с сегодняшним днем. Ведь мы не видим медиков, агитирующих за увеличение военного бюджета, или председателей колхозов, призывающих к частной собственности на землю. Это сейчас депутат готов лоббировать любой интерес, лишь бы его усилия были достойно отблагодарены. Лоббизм сегодня–это неприкрытый цинизм и безграничное стяжательство.
Ученые говорят, что наш язык–это точное отражение нашего социума. Речь, естественно, идет о смыслах, которые мы вкладываем в слова. Именно поэтому мы часто используем словосочетание «цивилизованный лоббизм». Тем самым мы подчеркиваем, что «лоббизм» без прилагательных–это нечто аморальное, если не преступное. Тем самым определяется тот смысл, который вкладывается в это слово. Косвенное подтверждение находится и в самой статье. Автору очень хочется показать, что и у нас в стране зарождается «цивилизованный лоббизм». Но пример, который он приводит, чтобы натолкнуть нас на эту мысль, никакого отношения к лоббизму не имеет. В крайнем случае–деловое посредничество; тоже, впрочем, вполне почтенное занятие, когда не преступное. Нынче в моде близкая по смыслу деятельность. Следуя моде на англоязычные термины, ее называют «GR», расшифровывается как governmental relations, говоря по-русски–установление связей с важными кабинетами. Но и тут лоббизм не причем.
В 1995 году я был в Вашингтоне, среди множества интересных встреч, одна была с руководителем одной из крупнейших лоббистских фирм. Больше всего меня поразило определение, которое он мне привел: «Лоббизм–это организация совпадающих интересов». В справедливости этого определения для американского лоббизма я имел потом возможность неоднократно убеждаться.
А вот что я выяснил про содержание деятельности профессиональных лоббистов, работающих в США на основании закона. Толчком к реализации конкретного проекта является для них чей-то заказ, как правило–проведение какого-либо законопроекта. Получив его, они, во-первых, ищут те организации и социальные группы, в чьи интересы входит достижение успеха их проекта; найдя их, они вовлекают интересантов в реализацию проекта. Во-вторых, фирма предпринимает серьезные аналитические усилия с привлечением лучших профессионалов, чтобы обосновать необходимость принятия законопроекта. В-третьих, лоббисты изучают позиции и интересы законодателей, находя аргументы для каждого из них, с тем, чтобы учесть их интересы.
Лоббистская фирма организует публичную кампанию в прессе, дебаты, готовит разнообразные печатные материалы–от листовок до научных трудов. Несчастные конгрессмены находятся под постоянным организованным информационным давлением лоббистов вплоть до последнего часа голосования, когда конгрессмены у входа в зал получают последние листовки, призывающие поддержать законопроект.
Вот такая картина, похожая на сказку. А вот реальность–первая попытка принять в России закон о лоббизме относится к 1994 году. Закон не принят по сию пору.