Майкл Дуглас: ЖАДНОСТЬ НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ЖИЗНЕННЫМ КРЕДО
Один из самых заметных представителей современной «звездной» плеяды Голливуда Майкл Дуглас, сын не менее знаменитого американского актера Кирка Дугласа, хорошо известен нашему зрителю по фильмам «Уолл-стрит», «Кордебалет», «Роман с камнем». М. Дуглас одновременно является и весьма удачливым продюсером — достаточно назвать такие фильмы, как «Китайский синдром» и «Полет над гнездом кукушки», также шедшие в нашем прокате. Сейчас Майклу Дугласу 46. Имея за плечами несколько десятков картин, он полон замыслов — как актерских, так и режиссерских. Полагаем, читателю интересно будет узнать, что думает о проблемах нашей страны один из самых популярных американцев с российскими корнями.
Я никогда не был в Советском Союзе. У меня два или три раза была возможность поехать туда с киногруппами, но всякий раз выяснялось, что у меня крайне напряженная ситуация со временем, и я так и не смог приехать. А мой отец был у вас дважды.
Его настоящая фамилия — Данилович, он — из русских евреев, наши предки с Украины. Во время своих приездов отец пытался найти деревню, откуда происходит наш род, но коллективизация оставила там лишь обширные поля — маленькие деревни погибли.
Все мы — по крайней мере представители моего поколения — продукты эпохи «холодной войны». Я с детства помню занятия по гражданской обороне, когда нас учили укрываться в убежищах, прятаться под парту и т. п. И нам говорили, что марксизм может преуспеть только во всемирном масштабе, а пока этого не случилось, у него всегда будет оправдание своим неудачам. Все это было неотъемлемой частью нашего воспитания. Таким образом, я очень твердо усвоил чувство конфронтации.
С другой стороны, мы сейчас наблюдаем крушение стены, возникновение чувства единения. Это чрезвычайно волнующий процесс, и наши помыслы связаны с Президентом Горбачевым. Недавно я видел в «Лос-Анджелес тайме» весьма удручающую статью о быстром ухудшении экономического положения в Советском Союзе, которое усугубляется буквально с каждым днем. Но я надеюсь, что ваши люди не связывают решение всех проблем только с личностью Горбачева, а понимают возможность существования различных политических курсов, подобно тем, что имеют место в нашей, стране, которая является самым крупным должником в мире (мы превратились из крупнейшего кредитора в крупнейшего должника всего за двенадцать лет). Надеюсь, что люди в СССР поймут, что они имеют дело с раковой опухолью, которая поразила страну задолго до того, как Горбачев пришел к власти. И все же я считаю его самым динамичным политическим лидером XX столетия, по крайней мере из тех, кого я знал на своем веку. И я надеюсь, что он по-прежнему будет пользоваться поддержкой, что люди проявят терпение. Я думаю, вы скоро станете Союзом Советских Социалистических Республик, похожим по структуре на Соединенные Штаты. Есть надежда, что многие из республик сохранят или приобретут еще большие права, подобно тем, какие есть у штатов в нашей американской системе.
Я надеюсь, что знаменитая фраза «жадность — это хорошо», принадлежащая герою моего фильма «Уолл-стрит», который, как я слышал, пользовался в СССР успехом, не станет жизненным кредо для молодых советских предпринимателей. Мой герой в этом фильме представляет собой персонификацию зла в свете массовой тенденции заботиться исключительно о собственной выгоде, пренебрегая интересами и своей страны, и своей компании. Эта господствовавшая в 80-е годы в нашей стране философия «обдирай, как липку» была подобна кошмару.
Я рад, что фильм вызвал такой отклик. Главное, что я пытался сделать, — это показать злодея, скрывающегося под маской философии 80-х — периода, когда перестало в чистом виде существовать черное и белое, а появилось много «серого».
Я знаю, что в Советском Союзе большим успехом пользовались и другие фильмы, где я выступал в качестве продюсера, —«Китайский синдром» и «Полет над гнездом кукушки», который получил премию «Оскар». Когда мой отец повел моего сына — своего внука — Камерона на выступление Московского цирка в Лос-Анджелесе и после представления они зашли за кулисы, все дружно стали называть отца Спартаком, потому что знали его по этой роли.
Так что хочу передать вашей стране самые лучшие пожелания.
«Известия» 26.07.1991 г.