ПРОТИВОСТОЯНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
В понедельник, 15 июля, после двух неудачных попыток избрать Председателя Верховного Совета РСФСР Съезд народных депутатов РСФСР приступил к третьему «заходу». На раздумье фракциям было отдано, кроме воскресенья, еще четыре часа, и лишь после обеда депутаты собрались вместе. Но к этому времени в пресс-центре Съезда уже знали: противостояние продолжается, ни демократы, ни коммунисты не отступились от своего первоначального решения по выдвижению кандидатов, а «взбунтовавшиеся» демократы-радикалы напрочь отказались отдать свои голоса в пользу Р. Хасбулатова и по-прежнему будут вычеркивать в бюллетенях все внесенные фамилии.
Тупиковая ситуация взвинтила зал заседаний, в поисках выхода выдвигались самые разные предложения. Депутат С. Шеболдаев предложил провести «рейтинговое» голосование, то есть определить симпатии зала нажатием кнопки. Депутат О. Плотников отметил, что сложившееся положение — не что иное, как свидетельство бесплодия Съезда, и предложил включить в список для голосования кандидата, который может устроить обе стороны — Юрия Ярова.
В конце концов был сформирован список претендентов, в котором, кроме Бабурина и Хасбулатова, оказались депутаты Ю. Яров и В. Исправников. После самоотвода последнего начались выступления кандидатов. С. Бабурин отметил, что свою кандидатуру снимать не собирается, поскольку это было бы дезертирством. Р. Хасбулатов обнародовал возможную кандидатуру своего заместителя (в случае избрания председателем парламента) — Ю. Воронина.
Юрий Федорович Яров изложил свою программу действий, весьма взвешенную, а оттого и не столь яркую, как у соперников. Главный упор Яров сделал на экономику и организационную сторону парламентской деятельности. Стало ясно, что много голосов он не наберет, а это означает только одно: голосовать придется еще раз.
Так и получилось. Ю. Яров в голосовании, завершившемся 15 июля, набрал 74 голоса, Р. Хасбулатов—404, С. Бабурин —448. По регламенту Ю. Яров отсеялся, а его соперники прошли на второй тур.
Ситуация на Съезде не изменилась. Если же учесть, что накануне совет фракций решил: «Не разойдемся, пока не проголосуем и не выберем», то появилось опасение, что сам Съезд может перерасти в суперпарламент, работающий на постоянной основе и занимающийся одним-единственным делом: выборами председателя…
После четырех туров голосования, так и не назвавших имя нового Председателя Верховного Совета РСФСР, депутаты, кажется, поняли, что по наезженной колее из тупика не выбраться, и выход надо искать, применяя тактику нетрадиционную. А есть ли вообще, этот выход? В кулуарах Съезда мы слышали несколько предложений, показавшихся нам вполне приемлемыми. Например: назначить С. Бабурина и Р. Хасбулатова сопредседателями и предоставить им возможность попеременно в течение какого-то времени руководить работой парламента, его президиумом. К следующему съезду депутаты сумеют составить вполне определенное мнение об эффективности действий, компетентности, контактности и прочих чертах обоих сопредседателей и отдать предпочтение кому-либо одному.
Впрочем, это говорилось в кулуарах. А на заседаниях… Пятый тур голосования, проходивший утром 16 июля, опять оказался безрезультатным. С. Бабурин собрал 458 голосов (471 «против»), Р. Хасбулатов — 414 «за», 515 «против».
Естественно, возник вопрос: что же делать дальше? Раздавались предложения: самораспуститься и до нового съезда передать в руки Президенту не только исполнительную, но и законодательную власть; не выдвигать кандидатуры тех, кто в течение трех туров не набрал нужного количества голосов (внеся соответствующее изменение в регламент); создать согласительную комиссию по территориальному и фракционному принципу и затем продолжить выборы.
Последнее предложение и собрало необходимое большинство голосов.
И. ЕЛИСТРАТОВ.
В. КУРАСОВ,
Г. ШИПИТЬКО.
«Известия» 16.07.1991 г.