СТАНЕТ ЛИ УЗБЕКИСТАН СОВЕТСКОЙ КОЛУМБИЕЙ?
В наркобизнес вовлечены десятки тысяч людей разных профессий
Над Узбекистаном кружат вертолеты. Но это не военные учения. В разгаре — операция «Черный мак-91». Ее проводит местная милиция совместно с Международной ассоциацией по борьбе с наркомафией и наркобизнесом. Всего задействовано почти 7 тысяч сотрудников правоохранительных органов.
Узбекистан считается одним из крупнейших поставщиков и потребителем наркотиков в СССР. За последние пять лет здесь обнаружены и уничтожены посевы опиумного мака и индийской конопли на 600 гектарах С них можно было бы получить более тысячи тонн наркотиков и выручить почти 4 миллиарда рублей. В ходе нынешней операции уже «высвечено» 2423 посева площадью в 75,5 гектара — вдвое больше, чем в прошлом году.
В преступный бизнес втянуты десятки тысяч людей. Делянки с коноплей и маком заводят не только крестьяне, но и педагоги, врачи, люди других специальностей. Для многих семей это верный и практически единственный источник доходов. В силу сложившихся традиций немалые деньги нужны на свадьбы, обрезания, постройку домов. Заработать законным путем их невозможно.
Широкое распространение плантаций «белой смерти» не является секретом для местных властей. Но зачастую они закрывают на это глаза. Действует принцип круговой поруки. Председатель сельсовета «не видит» посевов во дворах своих жителей, а те, в свою очередь, «не замечают» махинаций в торговле, фиктивных продаж мяса, молока и прочих грешков администрации. К тому же многие повязаны узами родства.
Сотрудники уголовного розыска, занятые в операции «Черный мак», чувствуют себя агентами во вражеском тылу. На местах им практически не оказывается помощи. Напротив, сопротивление нарастает с каждым днем. От равнодушного «не знаю» до выстрелов из засады.
В Узбекистане официально зарегистрировано около 11 тысяч наркоманов. Но это, конечно, лишь малая часть. Особенно сильно поражена недугом Каракалпакия. Анашу здесь потребляют целыми семьями из поколения в поколение. Все больше наркоманов среди молодежи Ташкента, Намангана, Бухары и других промышленных центров.
Наркотиками, как известно, «подогревалась» толпа во время погромов в Фергане и Андижане.
По оценкам экспертов, Узбекистан ежегодно выбрасывает на рынок около 25—30 тонн анаши, кокнара, опиума. Оборот местного наркобизнеса составляет приблизительно миллиард рублей. Деньги идут на расширение производства, подкуп властей, работников правоохранительных органов и красивую жизнь.
Заместитель начальника отдела по борьбе с наркобизнесом управления уголовного розыска МВД Узбекистана Сергей Копенкин считает, что пора ужесточить законодательство, направленное против наркобизнеса. Несмотря на настойчивые рекомендации МВД, местные власти не дают согласия на применение «химии» и огнеметов для уничтожения посевов, на более суровые санкции — вплоть до изъятия земельных участков у сеяльщиков. Крайне либеральны суды. Приговоры по уголовным делам, связанным с наркобизнесом, выносятся лишь в одном случае из трех.
Безнаказанность и крайне тяжелая экономическая ситуация, вызванная повышением цен, по-видимому, приведут к новому «посевному» взрыву. И тогда Узбекистан может стать советской Колумбией.
Владимир Березовский
«Независимая газета» 09.07.1991 г.