Назарбаев предлагает встречу пятнадцати республик. Гамсахурдиа не против
Союз?
Появившись в переполненном пресс-центре ЦК КПСС, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев вновь обратился к своей идее о встрече руководителей всех республик без посредничества Центра. «Эта идея, — заметил он, отвечая на вопрос „НГ“, — родилась у меня как реакция на происходящее в экономике. Между республиками, как и между народами, проблем нет. Если что-то не нравится в поведении центральных органов власти — неужели первые руководители республик не могут собраться? Не затрагивая политику, просто поговорить, как нам жить в экономике. Может быть, нам удастся повлиять и на межреспубликанские столкновения… Я намерен направить официальные телеграммы руководителям всех республик и готов приехать для такой встречи в любой республиканский центр или принять в Алма-Ате».
Менее чем через час мне представилась возможность задать вопрос о предложении Назарбаева Президенту Грузии Звиаду Гамсахурдиа, встретившемуся с журналистами на своей первой пресс-конференции в Москве, в постоянном представительстве республики. «Я приветствую эту инициативу, — живо отреагировал президент.— Наши представители обязательно будут на такой встрече. Для чего нам посредничество Центра, который только сеет вражду и разобщенность между народами и республиками? Без Центра наши республики и народы будут прекрасно дружить».
Эту позицию стоит особо выделить как соприкосновение взглядов лидеров, во многом придерживающихся диаметрально противоположных воззрений. Нурсултан Назарбаев подчеркнул стремление Казахстана подписать Союзный договор: он приехал в пресс-центр сразу же после второй встречи «9 плюс 1», как бы символизировавшей продолжение «новоогаревских» поисков компромисса уже после того, как подготовительный комитет по выработке Союзного договора окончил свою работу, Звияда Гамсахурдиа спрашивали о переговорах с Кремлем, которые, по идее, должны привести к полной независимости его республики, и Президент Грузии несколько раздраженно заметил: «Мы все шаги предпринимаем, а оттуда нет ответа».
Спрашивали у обоих президентов и об их реакции на инициативу девяти политиков, призвавших к созданию широкого демократического движения. «Я близко знаю и Вольского, и Шеварднадзе, и Яковлева, общаюсь с этими людьми, — подчеркнул Нурсултан Назарбаев.— Мне импонирует их позиция, я верю, что эти люди поведут конструктивную работу. Речь ведь идет о консолидации под флагом демократического движения перестройки вперед представителей различных слоев, в том числе, возможно, и членов КПСС».
«В это движение я пока не верю.— заявил Звияд Гамсахурдиа, — Есть некоторые силы, которые могут использовать такую ширму, чтобы спасти КПСС. Надо это проверить на деле».
Особо коснувшись роли в новом движении Эдуарда Шеварднадзе, Президент Грузии отметил, что «Шеварднадзе, говорят, прошел большую эволюцию. Это не тот Шеварднадзе, который был 12 лет назад. Он так говорит сам, и про него так говорят. Но я хочу на деле убедиться. Когда Шеварднадзе проявит свое отношение к КПСС и своей роли в ней. Как исповедь перед историей — что он совершил в КПСС, в первую очередь в Грузии. Пока он молчит о своем прошлом — это меня настораживает».
Высказались президенты и по некоторым «больным» вопросам, не облегчающим жизнь в их республиках. Гамсахурдиа подтвердил известную позицию руководства Грузии по осетинской проблеме, несколько даже глобализировал ее: в пресс-конференции Президента Грузии участвовал и представитель ингушского национального движения лидер демократической партии «НИЙСХО» Несу Кодзоев. Гамсахурдиа сообщил журналистам, что уже готово обвинительное заключение по делу Тореза Кулумбегова, возглавлявшего областной Совет упраздненной ВС Грузии юго-осетинской автономии. Ему инкриминируются как уголовные преступления (убийства, пытки), так и разжигание межнациональной вражды.
Нурсултана Назарбаева спросили о казачестве. «Этот вопрос будоражится, скажем, когда хотят отметить 400-летие служения царю, — отметил президент Казахстана, — А царский режим для Средней Азии и Казахстана связан с колониальными войнами, лишениями народа. Любому народу, любой группе людей нужно содействовать в сохранении языка, обычаев, традиций, в том числе и казачеству. Но когда речь идет о каких-то формированиях, особенно в регионах, густо населенных коренными жителями, — это настораживает. Если каждый начнет вспоминать, что было когда-то, — мы слишком далеко зайдем. Тогда нужно вспомнить, что кыпчакский хан Тохтамыш 600 лет назад взял Москву—и нужно это в Москве праздновать. Но зачем это людям? Потомки казаков, живущие в Казахстане, — трудолюбивый прекрасный народ. Но баламутить их, чтобы решить за их счет свои политические проблемы, мы никому не позволим».
Почти одновременно прошедшие пресс-конференции президентов Казахстана и Грузии продемонстрировали, казалось бы, два абсолютно различных подхода к будущему Союза и республик. Иначе и быть не может, когда речь идет о президентах, один из которых возглавляет одновременно Компартию Казахстана, а другой — одерживает впечатляющую победу над коммунистами и не скрывает своего негативного отношения к КПСС. И все же оба лидера с энтузиазмом говорили о будущих отношениях с Россией Ельцина и— заметим еще раз — «совпали» во взглядах на встречу пятнадцати. Так что этот политический путь, кажущийся, вероятно, многим лишь «вспомогательным», может неожиданно оказаться центральной магистралью.
Виталий Портников
«Независимая газета» 06.07.1991 г.