July 3, 2021

ТРАГЕДИЯ НА СТАНЦИИ ЧЕМОЛГАН

То, что произошло на днях на станции Чемолган в Каскслемском районе Алма-Атинской области, с трудом укладывается в сознании: ао вспыхнувшем спецавтобусе, доставлявшем «клиентов» в медвытрезвитель, на глазах у милиции и множества людей сгорело заживо 9 человек...

Случилось это в седьмом часу вечера. Автобус, в котором находилось 14 человек (задержанные в задней, специально отгороженной части салона и пять сотрудников Каскеленского РОВД, включая водителя, — в передней), остановился из-за поломки. Спустило колесо. «Запаски» у водителя не оказалось, и на попутной машине он отправился за ней домой. Когда он вернулся, все вместе принялись устранять неисправность: трое подкачивали «запаску», используя для этого компрессор остановленного ими на дороге «КамАЗа», водитель еще с одним сотрудником снимал спущенное правое переднее колесо... И тут из салона кто-то крикнул: «Горим!» Автобус был полон сизого дыма. Милиционер, попытавшийся проникнуть туда и выпустить задержанных, потерял сознание — водитель с трудом сумел вытащить его.

После этого милиционеры начали бить стекла в автобусе. Но от притока кислорода немедленно вспыхнуло пламя. Его пытались сбить огнетушителями с остановленных машин, окрестные жители ведрами таскали воду — увы, все было тщетно. Примчавшаяся через полчаса «пожарка» ничем не помогла — ее команда состояла... из одного водителя. Подоспевшая «скорая» тоже оказалась уже бесполезной.

Все это происходило на глазах у многих людей — в то время на станцию прибыл пассажирский поезд. Разыгравшаяся трагедия настолько возмутила невольных зрителей, что потребовались дополнительные силы, чтобы успокоить толпу. Из этих же соображений сгоревший автобус пришлось отбуксировать к зданию Каскеленского РОВД, и лишь там смогли извлечь тела погибших.

В сообщениях, опубликованных в местной печати, «официальные источники» особенно упирали на то, что погибли люди, «задержанные за распитие спиртных напитков в общественных местах и находившиеся в состоянии сильного алкогольного опьянения». К тому же погибшие — не из лучшей части общества: якобы «четверо из девяти ранее неоднократно судимы за убийства и разбой, двое задерживались за бродяжничество»... Как будто это что-то меняло!

А вот как прокомментировал ситуацию заместитель начальника отдела по надзору за следствием и дознанием прокуратуры Казахской ССР Н. КОЛОЯНОВ:

— В настоящее время прокуратурой Алма-Атинской области возбуждено уголовное дело. Ведется следствие. Забегать вперед не буду, скажу только, что скоро станут известны результаты судебно-медицинской и пожарно-технической экспертиз, которые, в частности, ответят на вопросы о действительной степени опьянения погибших и о причинах возгорания автобуса. Конкретные причины и виновники произошедшего будут установлены, однако уже сейчас можно сказать о многочисленных служебных нарушениях, допущенных руководством и сотрудниками Каскеленского РОВД.

Судите сами. Все пять милиционеров, находившихся в автобусе (рядовой и сержантский состав, ни одного офицера), — сотрудники приемника-распределителя. Автобус также предназначался для перевозки бомжей. Однако перед заступлением на службу заместитель начальника Каскеленского РОВД Б. Тлепбаев проинструктировал их, нацелив «искать и подбирать пьяниц». Чем они и занимались — ездили по многочисленным «точкам» города Каскелена, торгующим спиртным, потом отправились в пригород, в лесопосадки... Автобус был оборудован с целым рядом нарушений противопожарной безопасности. О водителе. Он вообще не имел необходимой для управления автобусом категории. Ну а за «запаской» ему пришлось ехать домой, тогда как в салоне лежали два колеса от его личной легковой автомашины — задержанные использовали их в качестве сидений. «Отличились» и пожарные, приславшие машину без команды!.. Мне известно, что предыдущему начальнику приемника-распределителя, не так давно освобожденному от должности в связи с дискредитацией органов, не раз указывалось на грубое нарушение мер безопасности. Милиционеры вообще не имели навыков тушения пожара — вместо спасения находившихся в салоне людей они начали бить стекла, чем только усугубили положение.

И еще: как сообщил Н. Колоянов, на сегодня установлены личности всех погибших, как минимум восемь из девяти ни бомжами, ни тунеядцами не были — все имели постоянную работу и семьи... Невольно задумываешься: неужели столь тяжелой, столь страшной ценой надо было заплатить за халатность и разгильдяйство, чтобы прийти к простому в общем-то выводу: даже пьяницы, бомжи, наркоманы, преступники — люди! И, задерживая их, ограничивая в свободе, сотрудники милиции берут на себя ответственность за их жизнь и здоровье.
В. АРДАЕВ, соб. корр. «Известий».

"Известия" 04.07.1991 г.