ЦРУ ПРОГНОЗИРУЕТ, А КРЕСТЬЯНИНУ—ЖАТЬ
Прогноз Центрального разведуправления США насчет того, что урожай нынче в Советском Союзе хуже прошлогоднего и страна недоберет в сравнении с прошлым годом примерно 50 миллионов тонн зерна, с помощью нашего ЦТ мгновенно облетел страну, заставил в тревоге вздрогнуть сердца многих, услышавших такую весть. И вот уже разгораются страсти. Сам слышал и на улице, и от своих коллег-журналистов вопросы типа: «Что будем есть зимой?..», «Разве ЦРУ когда-нибудь в таком прогнозе ошибалось?..» Или: «Но почему мы узнаем эти данные от ЦРУ и не имеем собственной информации?..»
Ну а если без горячки, без эмоций. Звоню министру сельского хозяйства и продовольствия СССР В. Черноиванову: «Вячеслав Иванович, слышали сообщение?»
— Да, слышал. И ничего нового в нем для себя не открыл. Это ведь неправда, что ЦРУ не ошибается. Обычно прогнозы эти расходятся с реальным положением где-то процентов на десять. Но сегодня... каждую неделю на мой стол ложатся данные по урожаю, куда более точные, чем у ЦРУ — из трех, перекрывающих друг друга источников. Достоверен пока лишь тот факт, что зерна соберем меньше, чем в прошлом году, — собственно, об этом и премьер-министр сказал в одном из недавних своих выступлений. А вот насколько меньше, тут я бы пока не детализировался и тонн не считал. Во-первых, рано считать, погода еще в состоянии спутать все подобные расчеты. А во-вторых, очень многое зависит от того, как уберем урожай, как будем работать...
Что ж, прогноз прогнозом, а работа — работой. Работа же, судя по тому, как складывается жатва в южных областях страны и какие уроки преподносит с первых своих шагов, всех нас ждет очень и очень напряженная. Всех, но в первую очередь — крестьян.
Вот лишь два коротких сообщения с полей:
СТАВРОПОЛЬ (соб. корр. «Известий» В. Олиянчук). Потери урожая проявились с первых дней жатвы, причем двояко. Одни — словно заранее запрограммированы: обусловлены острой нехваткой гербицидов, средств защиты растений. Поэтому особенно понятны были боль и укоризна, прозвучавшие в словах хлебороба из Ипатьевского района: «Неужто стране и вправду не нужен наш хлеб?» Да и как этого не понять, когда видишь массивы пшеницы, забитые сорняками, когда нормальный внешне колос наполовину промолачивается не зерном, а трухой — нечем было подкормить хлеба, чтобы налилось зерно. Ну а вторая причина — извечная: не хватает горючего, запчастей, транспорта. Медленно подходят машины из соседних республик Северного Кавказа и Карачаево-Черкесии, вызвавшихся помочь ставропольцам на договорных началах, ждут здесь и армейские машины.
КРАСНОДАР (соб. корр. «Известий» А. Дергачев). Жатва на Кубани проходит в условиях тропических ливней (по 40—80 мм осадков за несколько часов) и при жутком зное — до плюс 37 градусов в тени. Дождями хлеба положило, и теперь они дружно зарастают сорняками. В колхозе «Заветы Ленина» видел, как с помощью крана и трактора вытаскивали из ячменного поля «Дон-1500»... Все делают хлеборобы, чтобы не потерять урожай. И все-таки по сравнению с прошлым годом его уже потеряли на каждом обмолоченном гектаре примерно по 14 центнеров.
Пока, по самым оптимистическим подсчетам, на Кубани в сравнении с прошлым годом, недоберут 2,5 миллиона тонн зерна, хотя могли бы его получить нынче не меньше, чем год назад. Да и то, что есть на полях, надо еще суметь взять. Здесь, как и у соседей-ставропольцев плохо с горючим. Для комбайнов «Дон-1500» недополучено 2.100 тяжелых аккумуляторов. Представьте только: простоит такая армада комбайнов без дела — это ведь 20—25 тысяч гектаров неубранной или сжатой с опозданием, а значит, и с огромными потерями пшеницы.
Есть, правда, и приятные новости. Кабинет Министров своим решением выделил на проведение жатвы топливо из госрезервов — тут дело должно наладиться. Мобилизуется и дополнительный транспорт, в том числе армейский.
Хотелось бы еще хоть чем-то порадовать крестьян, но нечем. Что-то из техники, запчастей, наверное, и «подойдет», как говорят, с колес. Однако ясно: ждать и надеяться уже не приходится. Рассчитывать надо на то, что есть. И на силы хлеборобские.
И еще — на горожан. Хочется или нет это говорить, хочется кому-то или нет это слышать, но ситуация такова: уборку нынешнего урожая надо в очередной раз превращать в дело всенародное. Речь тут не идет просто о помощи горожан. Город должен сегодня не просто прийти на помощь селу — он должен выполнить свой долг. Переступив через все «не могу», через все распри, тяжбы и хозрасчетные интересы. Не сделаем этого — прогноз ЦРУ, может статься, окажется даже заниженным.
В. ГАВРИЧКИН.
"Известия" 04.07.1991 г.