July 2, 2021

Новая жизнь «Икаруса»

После нескольких месяцев переговоров, открытого международного конкурса с участием всемирно известных фирм в Будапеште наконец подписано соглашение о создании акционерного общества «Икарус», в котором советской стороне будет принадлежать около половины акций.

С отменой государственных дотаций в прошлом году один из крупнейших автобусных заводов Европы оказался на грани банкротства. Под угрозой и выпуск автобусов, около половины которых шла в нашу страну.

— Узнав о банкротстве «Икаруса», мы вполне отдавали себе отчет, что значит этот завод и его продукция для советского рынка в условиях, когда нашей стране ежегодно не хватает 15 тысяч автобусов, — сказав в беседе с корреспондентом «Известий» В. П. Морозов, первый заместитель министра автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. — Предположим, что завод «Икарус» был бы куплен фирмой «Мерседес-Бенц». Уверен, на следующий же день все нынешние модели были бы сняты с конвейера, заменены на западные, которые, быть может, и получше, но в два раза дороже — порядка 130 тысяч долларов. Значит, новых машин на городских маршрутах стало бы у нас вдвое меньше. Поэтому-то, когда наше советское акционерное общество «Атэкс» вступило в борьбу за «Икарус» с именитыми зарубежными фирмами, то главной задачей было сохранить производство венгерских автобусов и, что особенно важно, запчастей к ним, — ведь десятки тысяч машин уже эксплуатируются у нас, — обеспечить стабильные поставки на советский рынок как минимум шести тысяч машин в год и, конечно, добиться получения прибыли от экспорта автобусов «Икарус» на мировой рынок. Причем, что самое главное в нынешних условиях, из советской государственной казны на решение задачи не затрачено ни одного цента. Те 50 миллионов долларов, которые уже вложены в дело, и те 50, что еще предстоит вложить, как говорится, «выложены на бочку» самим «Атэксом»

Согласно учредительным документам об образовании акционерного общества «Икарус», доля «Атэкса» со временем может достичь 48 процентов уставного капитала. Доля венгерской стороны, венгерского государства, вносящего в акционерное общество имущество «Икаруса», и скооперированного с ним Чепельского автозавода, определена в 51 процент. Еще один процент остается за третьим участником акционерного общества — Центральноевропейским инвестиционным фондом под руководством известного венгерского предпринимателя Ш. Демьяна. Советская сторона берет на себя обязательство в течение последующих пяти лет закупать ежегодно по шесть тысяч автобусов, а остальные 30—40 процентов производства должны пойти на мировой рынок за СКВ.

Насколько выгодна сделка советской стороне? Вопрос этот приходится слышать нередко. Не лучше ли было нам пустить 100 миллионов долларов на строительство какого-то нового современного завода, скажем, совместно с тем же «Мерседесом», нежели вкладывать их в не самое передовое производство, выпускающее не самые современные машины?

— Завод «Икарус» производит прежде всего автобусы среднего класса, это машины неплохие, — говорит президент «Атэкса» Е. Н. Любинский. — Доказательство тому экспорт венгерских автобусов не только в Турцию и Иран, но и в США, Канаду, правда, с заменой двигателя и ряда других узлов. Только что «Икарус» выиграл международный конкурс и поставит 560 городских автобусов на Тайвань. К тому же завод выпускает и машины класса «люкс», которые тоже широко экспортируются...

— «Икарус» вполне может выпускать машины в зависимости от требования того или иного рынка, — продолжает президент «Атэкса». — Конечно, реконструкция предприятия необходима. На это, собственно говоря, и пойдет советский капитал. Кроме того, в наших планах и улучшение качества основной модели автобуса — обновление мотора, коробки скоростей, рессор и мостов (все эти узлы «Икарус» получает по кооперации). Причем на конкурсной основе, с привлечением иностранных специалистов, поскольку мы хотим, чтобы завтрашний автобус «Икарус» отвечал всем международным стандартам.
Ф. ЛУКЬЯНОВ,
соб. корр. «Известий».
БУДАПЕШТ.

"Известия" 03.07.1991 г.