ИТОГИ ВИЗИТА ОДОБРЕНЫ
Парламентские обозреватели А. Жданкин и С. Нагаев передают из Дома Советов России.
В работе Верховного Совета нечасто бывают дни, рассказывать о которых журналистам легко и приятно. В зале отсутствует конфронтационность, главенствуют конструктивность и работа во имя закона и граждан России. Вчера был именно такой день. Но если быть до конца точным, то в полной мере это относится к первой половине дня.
Сначала слово было предоставлено председателю Центральной избирательной комиссии В. Казакову. Итоги выборов Президента России известны всем уже несколько дней. В своем выступлении Василий Иванович прокомментировал окончательные итоги, рассказал о случаях нарушения Закона о выборах.
19 июня Центризбирком без замечаний подписал окончательный протокол, который В, Казаков под аплодисменты депутатов вручил избранному Президенту России.
Б. Н. Ельцин выступил с информацией об итогах официального визита в США. Его задачу он сформулировал так: «Обозначить после президентских выборов демократическую Россию на политической карте мира, способствовать развитию внешнеполитических контактов нашей республики и, самое важное, убедить наших партнеров, что РСФСР является стабилизирующим элементом мировой политики».
Рабочий визит продолжался 3 дня. За это время состоялись встречи с руководством обеих палат конгресса, выступления и [обм]ен мнениями в сенате и в палате представителей, беседы с президентом США Бушем, вице-президентом Кузйлом, министром обороны Чейни, министром торговли Мосбатером. Ельцин охарактеризовал эти встречи и беседы как содержательные. Состоялся углубленный обмен мнениями с руководством федеральной сессии Резервного банка США, представителями крупнейших корпораций. Состоялась церемония вручения международной награды «За демократию» за 1991 год Председателю Верховного Совета РСФСР Борису Ельцину. Перечисление всех встреч в Америке заняло бы слишком много места на газетной странице,..
— В ходе визита, — сказал Борис Николаевич, — состоялся подробный обмен мнениями о тех процессах, которые идут в России и Союзе в целом, в частности о ходе работы над Союзным договором, о планах реформ российского руководства. Это было необходимо не только с точки зрения взаимного уточнения подходов, но и чтобы создать более благоприятные международные условия для быстрого движения России к демократии и рыночной экономике. Хотя принципиальная поддержка движения в этом направлении была очевидной и раньше, США и других партнеров СССР серьезно волнует, не нарушит ли развитие событий в СССР международной стабильности, не поставит ли под угрозу позитивные тенденции международных отношений?
Наряду с обоснованными вопросами мы, к сожалению, обнаружили и недостаточную информированность американской стороны, а иногда и непонимание сути происходящего в нашей стране. Это еще более убедило всех членов российской делегации в необходимости налаживания интенсивного и постоянного диалога.
Американские руководители приняли российский подход к международному сотрудничеству в различных отраслях. Выступая перед прессой, президент Буш заявил, что администрация будет параллельно с Союзом иметь самостоятельные связи с Россией. Лидеры конгресса высказались в этом плане еще более определенно: американской стороной была выражена поддержка введения в Советском Союзе и России общепринятых норм демократии, С этой точки зрения для американцев первые прямые президентские выборы в России — событие исторического значения.
Очень серьезно обсуждалась тема взаимодействия СССР, России и Запада в осуществлении экономической реформы. Принципиальная позиция России однозначна: РСФСР не протягивает руку за милостыней, она за конструктивное и взаимовыгодное сотрудничество с западными странами в проведении экономических реформ,
«Западная помощь не является ключевым условием успешного введения рыночного функционирования экономики», — еще раз подчеркнул Борис Ельцин, Такой подход встретил понимание в конгрессе и в финансовых кругах. В ходе переговоров были обозначены конкретные сферы взаимодействия, требующие первоочередного внимания. Договорились о совместной разработке и реализации следующих программ: о переработке и хранении сельхозпродукции в России, о подготовке и переподготовке кадров для работы в условиях рынка (около 2,5 тысячи в год), о привлечении компаний США к развитию транспортной системы России и о совместном решении проблем конверсии.
На пути в Америку во время краткой остановки в Канаде Президент России получил приглашение от премьер-министра Канады Малруни посетить страну с официальным визитом.
Итоги визита в США были признаны успешными. Эту информацию Верховный Совет принял с аплодисментами.
Отвечая на вопросы о Союзном договоре, Б. Ельцин сказал, что окончательной договоренности по всем статьям мы не достигли. В числе разногласий он назвал вопрос о том, кто субъект Союза и субъект Союзного договора. Одни за то, чтобы только союзные республики были учредителями Союза, а республики, входящие в них, были бы участниками Союзного договора и подписывали бы его ниже делегации той республики, в которую они входят, хотя некоторые наши республики — я знал только Татарстан, но вчера промелькнул в печати и Башкиростан — хотят подписывать как самостоятельные субъекты Союзного договора, но это тогда нарушает принцип, который заложен в этот договор.
Разногласия вызывает и вопрос о разделении функций между центром и республиками. Мы и Украина выступили за одноканальную систему налогообложения, когда установлены фиксированные суммы отчислений в союзный бюджет. Остальные республики, и в том числе Президент СССР, — за двухканальную схему налогообложения, когда центр самостоятельно облагает налогом все организации и предприятия.
После такого начала работа самой сессии пошла конструктивно и быстро. Депутаты определили повестку дня внеочередного 5-го Съезда народных депутатов РСФСР, который откроется 10 июля. Это торжественный акт присяги Президента России, избрание нового Председателя Верховного Совета, об утверждении Закона РСФСР о Конституционном суде и выборы членов Конституционного суда.
Затем во втором чтении были приняты важные законы: «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» и «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами». Закон об инвестициях обеспечивает равную защиту интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности независимо от форм собственности. Говорить, насколько это важно при переходе к рынку, нам кажется излишним. Закон о приоритетном обеспечении АПК по существу выводит эту сферу из того Унизительного положения, в котором она находится до нынешнего времени. Единый приоритет у нас долгое время отдавался военно-промышленному комплексу. Закон поставит эти две безусловно важные сферы по крайней мере в равные условия.
Обсужден проект постановления о преобразовании Адыгейской, Горно-Алтайской, Карачаево-Черкесской и Хакасской автономных областей в республики, входящие в состав РСФСР.
После перерыва депутаты разошлись по палатам на раздельные заседания. И в Совете Национальностей, и в Совете Республики должны были слушаться отчеты руководителей палат Р. Абдулатипова и В. Исакова о своей работе. С отчетом, однако, выступил лишь Р. Абдулатипов. В Совете Республики отчет председателя палаты не состоялся.
"Российская газета" 27.06.1991 г.