June 26, 2021

СТЕПЕНИ СВОБОДЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ

Их должны обеспечить жесткие предварительные договоренности

Избран первый Президент России. Им стал Б. Н. Ельцин. Кажется, открыт путь к радикальным экономическим реформам. Но есть множество препятствий, из которых я бы выделил, как минимум, два. Первое — груз обещаний, данных за этот год правительством и Верховным Советом республики. Второе — отсутствие полноты реальной власти у президента, опасность закрепления экономической несамостоятельности России Союзным договором.
Известно, что попытки вылечить экономику без оздоровления финансов ведут лишь к искушению принуждать к труду силой. Но стабилизировать финансы без сокращения принятых и разрекламированных социальных программ невозможно. При этом оздоровление денежной системы само по себе даст малоимущим больше, чем «дутая» — в условиях развала экономики — благотворительность. Пока в принципе признается допустимым элементарный обман государством своих граждан путем выпуска ничем не обеспеченных денег — гражданин всегда будет в дураках. И ему всегда объяснят, что это для его же блага. Или — как цинично заявил недавно на заседании Верховного Совета СССР председатель Кабинета министров — во избежание бунта.
Но Россия, спровоцированная союзной властью, уже оказалась вовлечена в раскручивание инфляции. Кроме того, российское руководство уже, к сожалению, приобрело собственный опыт государственно-патерналистского администрирования. Бесконечные налоговые льготы, преимущественные права, лицензия, налоговые кредиты, «свободные зоны» я другие варианты протекционизма... Намерения благие, но в совокупности это лишь разрушает единое экономическое пространство, искажает мотивацию хозяйственной деятельности, развращает предпринимателей я озлобляет большинство людей.
У Президента России есть выбор. Либо стать соучастником союзной власти в большом обмане, интеллигентно называемом «инфляцией вследствие бюджетною дефицита», либо найти в себе и в своих соратниках силы для осуществления жесткой финансовой политики, разумеется, вместе с либерализацией экономили.
Второй путь еще по силам российскому президенту. У него есть власть, полученная из рук народа, и достаточный кредит доверия. Если Президент России не использует этот шанс, он может быстро оказаться в положении Горбачева, который, потеряв доверие, вынужден прежде всего заботиться о собственном кресле.
Но достаточно ли свободна Россия и, соответственно, ее президент в проведении собственной экономической политики?
Республики, в том числе и Россия, взяли курс на суверенитет, но — в рамках общего экономического пространства с единой денежной единицей.
Проект декларирует суверенитет субъектов Союза, относит определение стратегии социально-экономического развития и проведение единой финансовой политики к совместным полномочиям органов власти Союза и республик. Может быть, этого достаточно для обеспечения стабильности финансов и экономической самостоятельности республик?
Но «единая политика» означает, что республики сумеют договориться о ее существе. Однако если в ходе согласования выясняется, что у них объективно различные интересы, разные представления о целях и методах проведения реформ? Мне можно возразить, что мы все заинтересованы в реформах, а потому особых разногласий возникать не должно. К сожалению, это не так.
Стабильные финансы и свободные конкурентные рынки подрывают власть бюрократии больше, чем любые демократические лозунги. Кроме того, высокая инфляция обеспечивает перетекание реальных ресурсов через компенсации, индексации, товарно распределительные механизмы от более развитых республик к менее развитым, от производителей — к потребителям социальных программ. Это не означает, что я против помощи, но одно дело — если она добровольна, и совсем другое — если это неконтролируемое перераспределение средств.
Конечно, в добровольном Союзе партнеры в чем-то уступают друг другу, но по важным вопросам условия предварительно оговариваются. С учетом предыстории, а также того, что мы находимся лишь на подступах к радикальным экономическим реформам, нам необходимы более жесткие ограничители произвола в Финансовой сфере, нежели это принято в развитых странах.
Так, союзу республик, пользующихся общей денежной единицей, естественно соответствует единый Центральный банк. И в договоре необходимо зафиксировать независимость Центрального банка и от республиканских, и от союзных органов власти. Для дополнительной защиты республик следовало бы закрепить право «вето» каждой республики на увеличение денежной и кредитной эмиссии. Исключение же возможности проведения согласованной всеми республиками инфляционной политики может быть достигнуто запретом на кредитование Центральным банком как союзного, так и республиканских правительств.
Это жесткие правила, и они должны дополняться решительными действиями по либерализации экономики. Если же мы сейчас не договоримся об этих правилах как основе экономического соглашения и конституционно их не закрепим, добиться чего-то потом будет несравненно сложнее.
Кто-то упрекнет меня в том, что изложенная здесь точка зрения смыкается с позицией группы «Союз», считающей подписание подготовленного проекта договора чуть ли не преступлением. А ведь новый договор должен позволить в ближайшее время сменить союзную власть.
Сменить союзную власть необходимо, но нужно и помнить, что в Союз мы вступаем с республиками — скажем так — с иным политическим климатом. В результате неизвестно, будут ли новые органы Союза лучше нынешних. Тем более если, как это сейчас и предполагается. Совет Республик будет формироваться прямым делегированием от Верховных Советов республик.
Более того, проект договора вообще не гарантирует замену союзной власти в какой-то четко определенный срок, что создает условия для растягивания «переходного периода» чуть ли не до девяносто четвертого года...
В приложениях к Союзному договору необходимо, с моей точки зрения, указать жесткий срок проведения новых выборов, а также механизм замены нынешнего Верховного Совета на временный орган в случае, если к указанному сроку выборы в новый Верховный Совет проведены не будут.
Проект Союзного договора передан в Верховные Советы республик. Россияне могут, конечно, надеяться, что избранный президент Россию в любом случае в обиду не даст. Но ведь я он не вечен, а в пределах отведенного ему срока обязан будет действовать строго в соответствии с Союзным договором. И если после подписания договора выяснится, что мы что-нибудь недоучли и недодумали, вернуться назад, что-то переделать будет уже поздно.

Юрий Болдырев
Народный депутат СССР

"Независимая газета" 27.06.1991 г.