July 2, 2021

СУВЕРЕНИТЕТ ВО ИМЯ ЛЮДЕЙ

На вопросы корреспондента «Известий» отвечает президент Азербайджанской республики А. Н. МУТАЛИБОВ

— Какую практическую работу по реализации основных идей совместного заявления 10-ти ведут парламент, Советы всех уровней, а также исполнительные органы республики?

— Президиум Верховного Совета Азербайджана одобрил положения заявления, направленного, в первую очередь, на повышение жизненного уровня населения. Хотя и существует расхожее мнение, что в Азербайджане народ обеспечен всем необходимым более-менее сносно, на самом деле это не так. Достаточно сказать, что доходы жителей нашей республики были намного ниже, чем в среднем по стране.

Мы уже предпринимаем шаги по устранению подобной несправедливости. И эту работу мне хотелось бы разделить на две части — до и после реформы цен. Четко представляя себе, что наша республика, как и вся страна в целом, находится на пороге крупных экономических преобразований, которые особенно негативно скажутся на слабозащищенных слоях населения, естественным было желание принять меры упреждающего характера. На повышение минимум на треть заработной платы работникам культуры, здравоохранения и учреждений академической науки, пенсий и пособий ветеранам войны, труда, воинам-«афганцам» и другим был выделен почти миллиард рублей из бюджета Азербайджана, не считая значительных средств самих трудовых коллективов и отраслей.

Сегодня государственные, хозяйственные, общественные организации, предприятия предпринимают реальные меры, чтобы смягчить удар переходного периода к рынку, обеспечить социальную защищенность людей. Решением многих предприятий и организаций минимальные размеры компенсаций были сразу повышены до ста и более рублей. Среди защитных мер такие, как скидка со стоимости питания в рабочих столовых, сохранение прежней стоимости содержания, ребятишек в детских, садах, путевок в подведомственные дома отдыха, компенсация части стоимости строительных материалов для индивидуальных застройщиков, и другие.

Скажу и о другом, о том, что тревожит. Сегодня из-за разрыва межреспубликанских и региональных связей число простаивающих предприятий растет. Азербайджан, как и все, начал чувствовать негативные результаты этого. И мы в республике напряженно работаем, чтобы выполнить наши обязательства по экономическому соглашению на 1991 год. Но этого, как вы понимаете, мало. Нужно, чтобы четко и бесперебойно работали все звенья народнохозяйственного комплекса, притом во всех регионах страны.

— Аяз Ниязович, в совместном заявлении говорится о режиме наибольшего благоприятствования для республик, подписавших Союзный договор. Что имеется в виду? — Как я полагаю, режим наибольшего благоприятствования означает создание максимально выгодных условий для стабилизации экономической ситуации в республиках, которые активно интегрируются в образованном ими общем экономическом пространстве, а в дальнейшем осуществление в этих целях совместно с республиками-единомышленниками определенных внешнеполитических и внешнеэкономических акций: заключение международных договоров, контрактов и т. д.

— Есть ли у вашей республики свой вариант проекта Союзного договора и какими позициями вы полагаете необходимо дополнить нынешний проект?

— Такой вариант был предоставлен делегацией Азербайджана на переговорах по Союзному договору в августе 1990 года. Но жизнь не стоит на месте, и политическая ситуация в стране и в республике быстро меняется.

Уточнив свои позиции по некоторым вопросам, мы сохранили свою приверженность провозглашенным в конституционном Законе о суверенитете Азербайджанской республики приоритетам политической и экономической самостоятельности, независимого решения всех вопросов своего развития. При этом важно не упустить из виду, что мы предлагаем узаконить в договоре, что республики являются собственниками земли, ее недр, морского шельфа и других природных ресурсов на своей территории, а также расположенного на их территории государственного имущества. Кстати, отмечу, что часть этого имущества может передаваться на договорной основе Союзу в пользование для осуществления возложенных на него полномочий. А объекты, переданные совместно несколькими республиками в оперативное управление Союза, могут составлять долевую собственность этих республик.

Наше видение будущего Союза такое: Союз должен стать действительно Федерацией свободных равноправных суверенных республик. Краеугольным камнем его, на наш взгляд, явились бы общие интересы республик, которые составляют объективную основу для их объединения. Под этим подразумевается, что ни один вопрос, отнесенный к ведению Союза, не может быть решен союзным органом по своему усмотрению без учета мнений республик.

Что касается дополнений, то их у нас много. Остановлюсь на самых главных. Мы предлагаем закрепить, что каждая республика — участник договора в полной мере сохраняет государственный суверенитет, который выражается в независимом и самостоятельном осуществлении на своей территории высшей законодательной, исполнительной и судебной власти. Государственная власть Союза СР осуществляется в пределах полномочий, которые республики отнесли к своему совместному ведению и централизованное осуществление которых необходимо в общих интересах всех республик. Азербайджан предлагает наделить республики правом самостоятельно заключать соглашения о международных займах и кредитах.

Мы также подтвердили свою позицию в отношении того, что субъектами Союза могут стать только республики, статус которых повышен до уровня союзных. Концепция, согласно которой членом Союза может стать республика, входящая в состав другой республики, не выдерживает никакой критики и грозит союзным республикам серьезными внутриполитическими осложнениями. Республики должны взять на себя обязательства признать существующие границы, не предъявлять территориальных притязаний, не вмешиваться во внутренние дела друг друга.

К полномочиям же Союза мы предполагаем отнести только те вопросы, которые действительно требуют объединения усилий республик, — организация Вооруженных Сил, определение социально-экономической стратегии Союза, его внешней политики, проведение фундаментальных научных исследований. При этом под полномочиями Союза подразумеваются полномочия реализуемые республиками совместно в рамках союзных органов путем выработки взаимосогласованных решений.

В условиях, когда Союз должен являться выразителем действительно общих интересов республик, Верховный Совет Союза должен иметь однопалатную структуру и формироваться из делегаций республик, члены которых избираются в республиках — участниках договора. В этом Верховном Совете будут представлены также и автономные образования, однако их представители должны входить в состав делегаций республик, что более соответствовало бы суверенному характеру членов Союза. При этом законы Союза ССР принимаются путем консенсуса делегаций республик в Верховном Совете Союза СР большинством голосов от общего числа представителей республик в каждой делегации.

Таким образом, мы исходим из того, что обновленный Союз должен строиться на основе гармоничного сочетания интересов республик, уважения их суверенных прав, полноправного участия в жизни международного сообщества. Только такое качество внутрисоюзных отношений может переломить центробежные тенденции, стать мощным стимулом для вхождения в Союз.

Таково наше видение будущего Союза, хотя я и не исключаю, что могут существовать и другие подходы.

— Думаю, вы согласитесь, что противостояние на армяноазербайджанской границе, неугасающий межнациональный конфликт вызывают тревогу и боль во всей стране. Можно ли все-таки повернуть события в русло примирения и взаимоприемлемых соглашений?

— Меня часто спрашивают об этом. Чтобы правильно понять мой ответ, надо вернуться к истокам и первопричинам не межнационального, как его принято называть, а политического конфликта, в основу которого заложены территориальные притязания Армении, втянувшей Азербайджан в необъявленную войну. Об этой войне, которую вот уже четвертый год ведут армянские боевики против мирного населения исключительно на территории Азербайджана, сказано и пересказано много. Не буду подробно говорить: уверен, читателям вашей газеты это известно.

— Но есть и другая точка зрения на историю и причины конфликта. От нее тоже нельзя отмахнуться. Со стороны, как говорится, виднее. Наверное, не жесткое противостояние, а смягчение позиций сторон и их постепенное сближение, разумный компромисс помогут быстрее найти дорогу к гражданскому миру и добрососедству.

— Я хочу только еще раз подчеркнуть, что война эта, привнесенная извне, носит политический характер. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что новый виток агрессии против нашей суверенной республики начался после того, как стали известны итоги проведенного в Азербайджане референдума о будущем Союза.

История международных отношений неопровержимо доказывает, что как только возникает где-либо вопрос о территориальных притязаниях, то это фактически всегда приводит к националистической истерии, эскалации напряженности, а затем зачастую к открытой войне.

Не случайно поэтому весь цивилизованный мир живет и руководствуется основополагающим принципом современности — нерушимость границ, уважение законных прав и свобод всех граждан.

Практически на сегодня мы имеем дело с вопиющим нарушением со стороны Армении конституционных основ СССР и норм международного права. Долгая безнаказанность такой практики уже дала свои горькие плоды. И только сейчас предпринимаются меры для восстановления мира и законности в регионе.
Но, к сожалению, некоторым это не по душе. Слишком удобная болевая точка в теле нашей страны данный конфликт, чтобы так быстро согласились с его излечением.

Отсюда и тот ажиотаж, начавшийся в определенных кругах вокруг последних событий в регионе.

Все это лишний раз доказывает, что данный конфликт является во многом искусственным и привнесенным извне. Руководство Армении всячески пытается идеологизировать конфликт, придав ему характер конфронтации между, как они считают, «демократами» и коммунистами. Это уже новый, далеко идущий элемент в ситуации.

И все-таки я убежден, что природный разум наших народов, их историческая память возобладают над эмоциями, альтернативы добрососедству нет.

— Будучи президентом Азербайджана, вы также возглавляете компартию республики. Не довлеет ли это обстоятельство при определении вами президентского курса? В частности, как вы сочетаете в своей политике коммунистический атеизм с приверженностью к исламу большей части населения Азербайджана?

— Знаете, россказни об исламском фундаментализме и фанатизме в Азербайджане кем-то просто не без злого умысла подогреваются. Если мы действительно коммунисты, то в первую очередь должны видеть и исследовать жизнь во всех ее реалиях и противоречиях. Важно понять, что ислам не только и не столько свод культовых ритуалов. Ислам — это огромный пласт истории, пласт культуры, сгусток многовековых традиций, кодекс нравственности, если хотите, даже экономический уклад. И все это надо знать, учитывать в политике, считаться с человеческими представлениями о добре и зле, уважать волю людей, заботиться о свободе их совести. Неужели мало трагического сотворили мы, круша все и вся, чтобы и сегодня бренчать заржавевшими идеологическими догмами.

— Какими вы видите перспективы выхода страны из кризиса и какие пути, по-вашему, нужно избрать для этого?

— Да, надо идти путем реформ. Идти смело, основательно, но и продумывать каждый шаг, предвидеть его последствия. Экспериментировать над миллионами человеческих судеб больше нельзя. Тем более нельзя менять политические, экономические и социальные программы, словно карты в колоде. Если бы вы у меня спросили, какой вопрос сегодня главный, я бы ответил коротко — вопрос политического доверия масс к руководству страны, каждой республики, конкретного коллектива. Людей воспитывают реальная политическая жизнь, свой непосредственный опыт. Жаль, что мы забыли принцип первых лет перестройки: единство слова и дела. Впрочем, не мы его изобрели. Таким правилом руководствуется каждый здравомыслящий и авторитетный политик, бизнесмен, администратор. Когда же люди не раз и не два убедятся, что у нас основные усилия уходят в лозунги и декреты, которым никто не следует и которые никем не выполняются, то критическая масса общественного недовольства может дойти до взрывной точки. И не надо строить иллюзий, что достаточно еще одной речи, еще одного декрета, и доверие народа будет восстановлено.

Соглашение десяти породило огромные надежды, создало необходимое политическое пространство для формирования обновленного федеративного Союза Суверенных Советских Республик, для реформирования экономики, укрепления власти закона и, что особо хочу подчеркнуть, — утверждения общественного и межнационального согласия. Будем следовать духу и букве этого соглашения, обретем поддержку и вернем доверие народа, выйдем из кризиса. Снова начнем колебаться, увертываться от неумолимой логики жизни, потерпим фиаско. Иного, как говорят, не дано.

Вел беседу

В. СЕВРУК.

"Известия" 25.06.1991 г.