Пора и честь знать,
заявили американцы нашим видеопиратам
Крупнейшие кинокомпании США «Парамаунт», «Коламбиа пинчерс», «Уолт Диснеи», «Твентис сенчури-Фокс» и некоторые другие отказались участвовать в начинающемся 8 июля Московском международном кинофестивале, а также решили прекратить продажу своих фильмов в СССР.
Президент Американской киноассоциации Джек Валенти, сообщив об этом, подчеркнул, что причиной такого категорического решения стало откровенное кино- и видеопиратство в СССР.
Неприятно это и стыдно. А ведь и у нас много и давно говорят и пишут о безответственности иных телестанций, видеокооперативов, позволяющих себе нарушать принятые в мировом кинопрокате отношения. Хищничество вокруг экрана — еще один наш позор.
С осуждением кинопиратства выступают сегодня все, в ком жива элементарная порядочность, профессиональная честность. На состоявшейся 14 июня пресс-конференции во Всесоюзном объединении «Совэкспортфильм» его генеральный директор О. Руднев распространил официальное заявление по этому поводу. В нем, в частности, говорится о большой тревоге и озабоченности положением дел в видеопрокате на территории Советского Союза. Тысячи не купленных, не защищенных лицензиями программ, преимущественно американских, гуляют по городам и весям страны, принося дельцам «теневой экономики» баснословные барыши.
Пиратство разрастается, захватывая эфирное и кабельное телевидение. Если раньше ТВ не решалось на показ не купленных фильмов, то сегодня и оно пустилось во все тяжкие. Так, на протяжении нескольких последних месяцев московское телевидение выпустило в эфир целый ряд кинофильмов американского и европейского производства, никаких прав на демонстрацию которых не приобретало. Незаконный, по сути, показ оправдывают будто бы извиняющим обстоятельством: фильмы, дескать, показываются «в отрывках», «фрагментарно». В действительности фильмы «крутят» почти целиком, обрезая лишь начало и конец. Между тем международные правовые нормы отвергают любые формы кинопоказа фильма без предварительного соглашения с правовладельцем. Кроме московского телевидения, пиратствуют и многие республиканские, региональные, областные телестанции. Особый размах кинопиратство получило на кабельных сетях, бурно развивающихся в последнее время.
Всесоюзное объединение «Совэкспортфильм», продолжал О. Руднев, заявляет решительный протест против видео- и кинопиратства в Советском Союзе. Это опасно и для экономики, и для нравственной атмосферы в государстве. Пиратская демонстрация зарубежных лент наносит громадный ущерб тем организациям, которые на законных основаниях, с соблюдением всех международных правил приобретают фильмы для их проката в СССР. Она грозит серьезно осложнить наши отношения с зарубежными кинопроизводящими и кинопрокатными организациями и фирмами.
Разделяя озабоченность и возмущение наших заокеанских партнеров, тем не менее считаем, что неучастие американской кинематографии в кинофестивале вряд ли будет способствовать конструктивному решению проблемы пиратства.
Чтобы войти в цивилизованное мировое сообщество, нужно соблюдать общепринятые нормы. Необходимо на государственном уровне принять соответствующие законы по авторским правам и правам собственности в сфере аудиовизуальных коммуникаций, вступить в Бернскую конвенцию, ввести жесткие уголовно-правовые, административные и экономические санкции против всех видов кино- и видеопиратства в СССР.
— Необходимо осознать, — сказал в заключение О. Руднев, — промедление с принятием законодательства в области кино уносит из государственной казны миллиарды рублей, усугубляет культурное одичание в обществе, грозит подорвать наши отношения с мировым кинематографическим сообществом.
Г. МЕЛЕХОВ.
"Известия" 14.06.1991 г.