ПАРИЖ ВНОВЬ ПРИНИМАЕТ АВИАСАЛОН
Во второй половине дня 13 июня президент Ф. Миттеран по сложившейся традиции открыл 39-й Международный аэрокосмический салон на аэродроме Бурже под Парижем.
Тут же с затянутого низкими дождливыми облаками неба грянул своеобразный салют — новейшие французские истребители «Мираж» и «Рафль» продемонстрировали на форсированных режимах высший пилотаж. Осмотрев богатую на технические новинки американскую экспозицию, почетный гость в сопровождении генерального комиссара салона С. Дассо посетил павильон СССР, где был встречен руководителем нашей делегации, министром авиапромышленности А. Сысцовым, генеральными конструкторами авиационных и космических аппаратов.
Большой интерес французского президента вызвала точная копия космической станции «Мир», находящейся сейчас на орбите, с пристыкованным к ней кораблем «Союз ТМ» и двумя модулями — «Квант-2» и «Кристалл». Вся эта многометровая конструкция занимает «второй этаж» просторного павильона, несколько стендов которого посвящены 30-летию полета Ю. Гагарина. На состоявшейся накануне пресс-конференции в советском посольстве в Париже как о решенном деле говорилось, что готовится очередная советско-французская экспедиция на орбиту.
Другой совместный проект, привлекший особое внимание специалистов и журналистов на открывшемся салоне, — советско-американский сверхзвуковой пассажирский самолет для административных и деловых воздушных путешествий. Два года назад, на предыдущем авиасмотре в Бурже, генеральный конструктор ОКБ имени Сухого М. Симонов и глава «Гольфстрим эрспейс корпорейшн» А. Полсон впервые обменялись идеями об использовании опыта и потенциала двух известных авиастроительных фирм для создания скоростного «самолета бизнесменов», способного преодолевать без посадки семь с половиной тысяч километров со скоростью, в два с лишним раза превышающей звуковую. Двигателями для него занялись тоже две не менее именитые фирмы — наша НПО «Сатурн» и «Роллс-Ройс».
И вот М. Симонов и А. Полсон, стоя рядом у микрофона перед доброй сотней журналистов, съехавшихся в Париж со всего света, рассказывают о проделанной двумя коллективами работе, приводя точнейшие подробности и детали, демонстрируя фотоснимки «сверхзвуковика» С-21Г в натуральную величину. Длина фюзеляжа — 40,5 метра, размах крыла 19,9 метра, экипаж — два пилота, пассажирский салон с высоким комфортом для 8— 12 пассажиров. Сначала будет построено два самолета-прототипа для всесторонних летных испытаний и один экземпляр для исследований на прочность.
М. Симонов: «Звуковая волна от самолета будет восприниматься на Земле не сильнее, чем отдаленный раскат грома».
А. Полсон: «Будет ли иметь рынок такой самолет? Я уже сегодня лично знаю по меньшей мере десяток людей, которые хотели бы приобрести такую машину!»
Что ж, ждать им осталось не очень долго: в середине 1994 года «Гольфстрим — Сухой С-21Г» совершит первый полет. Кстати, советский конструктор особо подчеркнул, что возможность переключиться на создание пассажирского «сверхзвуковика» у ОКБ появилась благодаря конверсии, высвободившей немалые творческие силы и средства на фирме «Су».
Другим направлением нынешней деятельности фирмы стало создание спортивно-акробатических самолетов высокого класса. В первый день показательных полетов возможности новейшей модификации Су-26 демонстрировали абсолютная чемпионка мира среди женщин Н. Сергеева и чемпион мира Ю. Кайрис. Их кульбиты и комбинации, как и элементы пилотажа других пилотов легкокрылых машин из разных стран, теперь оценивают сами зрители, посещающие салон в определенные дни.
В остальное время доступ в Бурже, да и то после очень тщательной проверки документов и просвечивания сумок, папок, свертков, — только для специалистов и аккредитованных журналистов. Меры безопасности (вплоть до собак, отыскивающих взрывчатку на стоянках авиатехники!) связаны, как говорят, с опасениями, что возможны акты терроризма — отзвуки недавней войны в Персидском заливе. Напоминанием о «Буре в пустыне» стоят тут и там на площадках самолеты и вертолеты, участвовавшие в боевых действиях, а у павильона США пояснения дают «стендисты» в пятнистой полевой форме — солдаты и офицеры экспедиционного корпуса. Расспрашивают их охотно и подолгу...
В. ВЕЛИКОВ, спец. корр. «Известий».
ПАРИЖ.
На снимке: Часть советской экспозиции в Ле Бурже.
Телефото В. ЯЦИНЫ (ТАСС).
"Известия" 15.06.1991 г.