Что кроется за убытками «Вольво»
Это сообщение повергло многих шведов в состояние, близкое к растерянности. Речь о том, что флагман шведской индустрии — автомобильный концерн «Вольво», как только что стало известно, завершил свою деятельность за три квартала нынешнего года не с привычными для него миллиардными прибылями, а с убытками в 193 миллиона крон!
К «Вольво» в Швеции отношение особое. Этот крупнейший в Скандинавии промышленный концерн дает занятость очень многим шведам. В стране (не считая зарубежных предприятий) у него более 40 заводов и фабрик, на которых трудятся около 50 тысяч рабочих и служащих. Но зависимость от этого концерна значительно большая, ведь на него работают еще примерно три тысячи подрядных компаний.
На протяжении многих последних лет концерн «Вольво», а это слово на латинском означает «я качусь», неизменно демонстрировал уверенное движение вперед. Его стали даже называть «машиной по достижению прибылей». В 1988 году доходы концерна составили 8 миллиардов крон (примерно 1,4 миллиарда долларов). В прошлом году прибыли были несколько скромнее, но все равно внушительные — 6,6 миллиарда крон.
Ничто, казалось, не предвещало грозы. В феврале правление «Вольво» поразило весь деловой мир заключением союза с французским «Рено» в деле производства автомобилей. А в апреле оно обнародовало планы наступления на страны Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, создав дочерние компании в Сингапуре и Японии.
И вот после всего этого столь нерадостный результат — убытки в 193 миллиона крон. Конечно, это еще не итоги всего года, а трех кварталов. Но на состоявшейся в Стокгольме пресс-конференции новый шеф концерна К. Зеттерберг высказал опасение, что четвертый квартал вряд ли улучшит общую ситуацию. Так что год шведскому автогиганту придется, судя по всему, завершать со знаком «минус».
В чем же причина потерь? Напомню, что «Вольво» специализируется на производстве легковых автомашин, грузовиков, автобусов, автомобильных и авиационных двигателей. При этом 80 процентов своей продукции он сбывает на внешних рынках, прежде всего в странах Западной Европы и Северной Америки. Но именно на этих рынках ситуация резко ухудшилась. Сбыт легковых автомобилей «вольво» в Великобритании, например, сократился на тринадцать процентов, а в США—на шесть. Хуже «пошли» грузовики и автобусы.
Аналитики концерна сейчас заняты изучением ситуации и разработкой предложений, которые помогли бы исправить положение. Пока стало известно лишь следующее: в качестве одной из мер стабилизации руководители «Вольво» намерены сократить число рабочих и служащих по крайней мере на пять тысяч человек.
Надо полагать, что «Вольво» выйдет из полосы неудач: его руководство отличается умением гибко и изобретательно вести дела. Не забудем, что автогигант возник и успешно действует в стране, население которой составляет всего 8,5 миллиона человек. Но убытки концерна — тревожный звонок для шведских экономистов, ведь на протяжении многих последних десятилетий успехи «Вольво» олицетворяли благополучие всей экономики Швеции в целом.
М.ЗУБКО
СТОКГОЛЬМ.
"Известия" 28.11.1990 г.