Захваченный уголовниками самолет приземлился в Пакистане
Утром 19 августа, в День Воздушного Флота, группа вооруженных преступников захватила в аэропорту Чульман Якутской АССР самолет ТУ-154 вместе с пассажирами и, пролетев над всей страной, пересекла границу СССР.
Специальный корреспондент «Известий» Виктор БЕЛИКОВ передает из Центральной диспетчерской службы Министерства гражданской авиации.
— Двадцать девять часов в небе и на земле разыгрывалась драматическая история лайнера Аэрофлота, захваченного вооруженными преступниками.
В воскресенье, 19 августа, в 6 часов 25 минут московского времени из аэропорта Чульман близ шахтерского города Нерюнгри (Южная Якутия) стартовал рейсовый ТУ-154 № 85323, взявший курс на Якутск. Его пилотировал экипаж в составе командира А. Листопадова, второго пилота С. Турьева, штурмана А. Орловского, бортинженера А. Камошина. Несколько десятков пассажиров обслуживали бортпроводники Т. Шарфгалиева, Н. Пелипенко и С. Рыбаков.
В салоне находились также 15 преступников, перевозимых из изолятора временного содержания, в сопровождении трех вооруженных конвойных. По непонятным причинам столь опасные «пассажиры» перевозились без наручников! Вскоре после старта они напали на конвой, разоружили его и прорвались в кабину экипажа. Самолет оказался во власти отпетых уголовников, а его пассажиры превратились в заложников.
По требованию напавших экипаж (под угрозой применения оружия) возвратился в Чульман. Здесь террористы, отпустив женщин и детей, но оставив на борту двадцать девять пассажиров, потребовали выполнить их условия. На борт были доставлены еще двое дружков преступников, некоторое количество огнестрельного оружия. Около часа дня ТУ-154 с бандитами и заложниками на борту вновь поднялся в воздух и направился на запад по маршруту Бодайбо — Киренск — Братск.
Три с лишним часа спустя экипаж запросил посадку в Красноярском аэропорту, одновременно передав по радио требования захвативших самолет: доставить им питание и полный комплект навигационных авиакарт мира. Очевидно, бандиты решали, в какую зарубежную страну направиться в дальнейшем. Два часа спустя полностью заправленный ТУ-154, по-прежнему остающийся во власти вооруженной банды, вылетел в Ташкент.
Собственный корреспондент «Известий» Андрей ОРЛОВ передает из Ташкента:
— Здесь в 22 часа 42 минуты по местному времени приземлился ТУ-154, захваченный бандитами.
Ташкентский аэропорт во время приема внерейсового ТУ-154 закрыли и блокировали. Пассажирам объяснили задержку нескольких рейсов техническими причинами. Самолет же отогнали в конец летного поля и начали переговоры с преступниками. Те разрешили экипажу выйти из машины — отдохнуть. На борту остались второй пилот и стюардессы, которые не покинули пассажиров-заложников.
Час шел за часом. Я пытался связаться с помещением, где собрались руководители правоохранительных органов, чтобы узнать о ходе переговоров с преступниками. Однако журналистов не пускали. Пришлось выйти на летное поле и, перейдя его, добраться до отдаленного здания. Охрана меня не остановила.
Однако нам, корреспондентам «Известий», «Красной звезды», «Учительской газеты» и газеты «Фрунзенец», особо обогатиться информацией даже на месте не удалось. Подошедший к журналистам человек в штатском сказал: «Начальник авиауправления по режиму распорядился прессу удалить».
Сейчас, в 9 часов 24 минуты, когда я передаю в редакцию эти строки, самолет с преступниками и заложниками поднялся в воздух. Куда они летят? Это точно неизвестно. Бандитам сообщили: Пакистан, Иран и Турция принять самолет отказались. По требованию преступников им передали перед вылетом атлас мира…
…Поступило сообщение с борта самолета: бандиты велели взять курс на Карачи.
Вновь на связи — Центральная диспетчерская служба Министерства гражданской авиации:
— За ночь намерения террористов определились. Они решили отправиться в Пакистан, для чего согласились разрешить пополнить экипаж авиаспециалистами, имеющими навык международных полетов, — штурманом-навигатором и бортрадистом, владеющими английским языком. Вновь дозаправленный самолет в 7 часов 25 минут утра понедельника стартовал из Ташкента в юго-восточном направлении. Центральная диспетчерская служба МГА через представителей Аэрофлота в Афганистане и Пакистане предупредила соответствующие инстанции этих стран о чрезвычайной ситуации на борту «внепланового» советского самолета. Более суток не покидал своего служебного кабинета, руководя действиями аэрофлотовских подразделений, первый заместитель министра А. Горяшко. Все это время непрерывно на связи с воздушными диспетчерами и аэродромами по маршруту полета ТУ-154, а также находившимися поблизости от него воздушными судами были дежурные ЦДС и ее руководитель А. Андреев.
В 10 часов 19 минут самолету, находившемуся в воздушной зоне пакистанского аэропорта Карачи, была передана рекомендация: «Срочно запросить разрешение на аварийную посадку в аэропорту Карачи». К этому времени ТУ-154 уже летел с непрерывно действующим радиосигналом «четыре семерки», что по международному коду означает «терплю бедствие».
Дипломатический корреспондент «Известий» Максим ЮСИН связался с МИД СССР.
Сотрудники министерства сообщили, что первая информация о похищении самолета и возможности его угона за рубеж поступила в МИД ночью.
Вначале планировалось осуществить посадку в кабульском аэропорту. Однако по техническим причинам это оказалось невозможным. Афганская столица находится как бы в котловине, самолетам приходится садиться в очень тяжелых условиях, временами под углом 45 градусов, рискуя перевернуться в воздухе. Для пилота, не имеющего необходимого опыта, никогда не выполнявшего рейсы в Кабул, посадка сопряжена с огромным риском. Ту-154 некоторое время покружился над районом Газни южнее Кабула, но, так и не решившись на посадку, взял курс на Пакистан.
Контакт с посольством Пакистана в Москве, советским посольством в Исламабаде и генконсульством в Карачи МИД поддерживал практически непрерывно. Вначале пакистанские власти дали разрешение на посадку в Карачи, но, когда самолет уже подлетал к городу, неожиданно изменили свое решение. Аэропорт Карачи посадку не разрешил. Взлетно-посадочную полосу блокировали десятки грузовиков. Создалась критическая ситуация. Горючее было на исходе.
Информационные агентства передали в этот момент сообщения из индийской столицы, что аэропорт Дели готов к приему Ту-154 и на посадочную полосу уже стянуты специальные подразделения индийской армии по борьбе с террористами. Однако к тому времени самолет не мог уже дотянуть до Дели.
Оставалась единственная возможность — переубедить пакистанцев. Советское правительство обратилось к руководству этой страны с посланием. В нем говорилось, что положение безвыходное, и только немедленная посадка на пакистанской территории может спасти жизнь пассажиров и экипажа.
Сотрудники МИД отметили большое содействие посла Пакистана в Москве Абдула Саттара, который поддерживал постоянную связь с Исламабадом. Саттар заверил советских представителей, что новый премьер-министр Пакистана Джатой лично занимается этим делом.
Пока шли переговоры, самолет в течение нескольких часов кружил над аэропортом Карачи, съедая последнее топливо. В аэропорту тем временем дежурили работники советского генконсульства, машины скорой помощи. Туда же срочно были переброшены подразделения пакистанской армии. В конце концов, когда топлива оставалось на 15—20 минут, Пакистан дал разрешение на посадку. Это произошло после того, как пилот радировал на землю: горючее на исходе и, если самолет немедленно не приземлится, катастрофа неминуема.
В 11 часов 55 минут по московскому времени информационные агентства передали экстренное сообщение: угнанный Ту-154 приземлился в аэропорту Карачи. Сразу после остановки самолета его окружили пакистанские солдаты. Журналистам доступ на территорию аэропорта закрыт.
Советские дипломаты и представители пакистанских властей ведут переговоры с угонщиками.
Последнее сообщение: террористы требуют заправки самолета, после чего планируют вылететь в одну из соседних стран. В какую именно, не сообщается. Есть сведения, что в ходе переговоров упоминались Индия, Турция и Ирак. В случае невыполнения своих требований, угонщики угрожают расправиться с заложниками.
Сотрудник пресс-центра МВД СССР А. РОСТОВЦЕВ попросил высказать точку зрения на происшедшее начальника Главного управления внутренних дел на транспорте МВД СССР В. ПАРФЕНОВА:
— В Якутии сейчас работает авторитетная комиссия и окончательные выводы будут сделаны позже. Но уже известно: через двадцать минут после взлета командир корабля А. Листопадов сообщил на землю о том, что конвой разоружен, преступниками захвачены автоматы с патронами и пистолет Макарова с двумя обоймами. Через пассажиров ему была передана записка: «Смотри, командир, без шуток. В противном случае самолет будет взорван… Нам терять нечего. Требования наши небольшие. По нашему приказанию вы посадите самолет в Нерюнгри. Нам принесут шесть парашютов, после чего мы опять взлетим. Как отдалимся от населенных пунктов километров на двести, самолет будет нами покинут… При малейшем лишнем движении произойдет взрыв… Прошу прощения, но у нас нет другого выхода. Лучше смерть, чем такая жизнь».
Еще одна предназначалась для бортпроводниц: «Девушки! Не наводите панику среди экипажа. Даю вам три минуты, прочтите и верните. Если будет паника, мы будем стрелять или взорвем самолет. Передайте командиру — если он что-то затеет, то его будем держать на прицеле».
В Нерюнгри преступникам надо было вернуться по одной причине: взять из изолятора еще двух подследственных — своих дружков. И в 8 часов 06 минут самолет вновь приземлился в местном аэропорту. Начались переговоры, которые вели ответственный работник Управнения КГБ по Якутской АССР и представитель Якутского управления гражданской авиации. В результате из самолета были выпущены женщины, дети и шесть конвоируемых, которые дальше участвовать в побеге отказались. Их «обменяли» на тех самых двух.
Через четыре с половиной часа самолет поднялся в воздух. На его борту остались 48 человек. Кроме экипажа, там находились 27 пассажиров, 3 работника милиции (бывшие конвоиры) и 11 угонщиков. В руках последних — автоматы, три пистолета, обрез двуствольного ружья и якобы взрывное устройство.
Сообщения корреспондентов принял А. ИЛЛЕШ.
ОТ РЕДАКЦИИ. Беспрецедентность случившегося во многом объясняет неполноту полученной нами информации. Все, чем располагала редакция к середине дня 20 августа, мы опубликовали. В ближайших номерах сообщим подробности, оставшиеся пока неясными.
В 14 часов 03 минуты по московскому времени агентство Франс Пресс передало из Карачи: террористы сдались пакистанским властям.